История школы
В 1932 году построили
Емельяновскую «зелёную» школу. Всем миром
возводили стены из толстых лиственных брёвен.
Каждый двор должен был привезти 2-3 бревна… В
зимний период здание отапливалось дровами.. В
школе было 17 печей…
Вот так началась история Емельяновской средней
школы №1. Два года поисковый отряд занимался
восстановлением исторических моментов, встречался
с людьми, посещал архивы района и края. Весь
собранный материал находится в краеведческом музее
пос. Емельяново.
Мария
Францевна Коробенкова приехала в Емельяново в 1962
году и стала директором средней школы. Тогда она
была единственной в поселке. Нет, была ещё
восьмилетка в Заледеево, была начальная школа на
углу улиц Московская и Комарова. А вот средняя
одна.
Школа новая, практически на том месте, где было
большое пшеничное поле. И этот район стал
обживаться двухэтажными кирпичными, потом и
панельными зданиями. Внизу, под горой, пролегла
улица Гагарина. В одном из домов поселилась семья
Марии Францевны. Какая же она была Мария Францевна
Коробенкова? Запомнилась строгой, но доброй,
внимательной, справедливой. Не все в тогдашнем
районном руководстве были ею довольны, но она
умела добиваться целей. Ведь старалась не для себя
– для школы.А любила она её до страсти, служила
самозабвенно. Часто на районной конференции
учителя других школ говорили: «Лучше Емельяновской
первой нигде нет». И правда, многие районные
мероприятия, методические семинары в ней. И уроки
на высшем уровне, и спортсмены одни из лучших, и
самодеятельность яркая. Мария Францевна умело
собирала коллектив, берегла его, растила молодые
кадры, верила в них, пестовала. Из школы она
всегда уходила последней, сдавая свой пост ночному
директору, сторожу Логиновой Марии Алексееевне.
Маленькая хрупкая старушка с седыми волосами и
скрипучим голосом подавала журнал передачи здания
и ставила свою подпись под словами: «объект для
охраны принят». И это была надежная охрана, потому
что технический персонал в школе был не случайный.
Мария Францевна – человек огромной дисциплины.
Никому не удавалось прийти в школу раньше её. А
ведь была семья, двое детей, муж- инвалид, дом на
земле требовал ухода и присмотра, да к тому же
дочь Ольга долго была неизлечима больна. Но вот
удивительно: ни одно мероприятие без неё не
проходило, будь то школьный вечер, педсовет,
который всегда проводился после второй смены, так
как в школе было более тысячи учеников, или
спортивные состязания, учительская народная
дружина, совершавшая обход вечерних улиц,
неблагополучных семей. Она выше всего ставила
заботу о детях и находила возможность помочь
малообеспеченным или многодетным семьям. Её
внимания и доброты хватало на всех. И все-таки
строгость – главная черта её характера. Вспоминаю
свое волнение, когда она, присев утром в
учительской, говорила: «Наталья Владимировна,
разрешите посмотреть ваши поурочные планы». Нет,
планы уроков мы писали добросовестно, скрупулёзно
осваивая то липецкий, то какой-нибудь еще
передовой опыт, но все же волновались: что она
скажет, как оценит. Да и на уроки в классы она
часто ходила. Первые летние трудовые лагеря
старшеклассников в районе создавались в нашей
школе. Это было настоящее трудовое воспитание не
на словах и красивых примерах из книжек, а на
деле. Помнят бывшие выпускники школы и романтику
сельскохозяйственной уборочной страды, и
субботники на территории школы. Тогда высаживалось
много деревьев: акация, тополь, береза. Сейчас
мало кто поверит, что пришкольный участок был в
три раза больше нынешнего. А еще теплица, где под
руководством педагога-агронома Фукс А.В.
выращивали школьники зелень для столовой, тюльпаны
к 8 марта, рассаду капусты и томатов. Конечно, это
большой труд всего педагогического коллектива, но
за всем этим стояла Мария Францевна. Мне довелось
еще школьницей знать первого директора, а потом
работать под ее руководством. Именно она была
инициатором моего возвращения из Краснодарского
края, куда я уезжала за счастьем, за судьбой. «Что
тебе, сибирячке, делать на юге? Возвращайся! Вот и
место тебе держу». Может, что-то она разглядела и
оценила во мне, что так была настойчива и
непоколебима. Как тогда в 1971 году, когда в
Красноярск из школы уехала замечательный педагог
Гардер Елена Михайловна, а для работы в старших
классах она пригласила меня, еще совсем не
учителя, а всего лишь студентку-заочницу. Разве
можно было обмануть такое доверие! Мария Францевна
нетерпима была к разгильдяйству, расхлябанности.
Ученики побаивались её, но больше уважали, потому
что она вникала в каждый отдельный случай,
старалась понять причины проступков, найти нужные
слова. Это был человек с большой буквы, директор
не по должности, а по призванию. Её невозможно
забыть.
Воспоминания Н.В. Слободчиковой.
|